3.практические рекомендации


Стандарты на решение изобретательских задач 1.Стандарты на изменение систем 1.1.синтез вепольных систем 1.1.1.Веполь. Если дан объект, плохо поддающийся нужным изменениям, и условия задачи не содержат ограничений на введение веществ и полей, задачу решают достройкой веполя, вводя не достающие элементы. Пример. А. с. 283385. Способ деаэрации поршкообразных веществ, в котором для интенсификации процесса деаэрации проводят под действием центробежных сил. 1.1.2.Комплексный веполь. Если дан веполь, плохо поддающийся нужным изменениям, и условия задачи не содержат ограничений на введение добавок в имеющиеся вещества. Задачу решают переходом ( постоянным или временным) к комплексному веполю, вводи добавки, увеличивающие упровляемость. Пример. А. с. 182661. Способ изготовления тонкостенных трубок из нихрома путём волочения, в котором для получения особо тонких стенок с высокой точностью волочение на последних операциях доводку осуществляют на алюминиевом стержне, удаляемом после обработки вытравлением шеленью. Пояснение. А. с. 182661. –характерный пример. Если трудно выполнить операции с тонкими, хрупкими и легко деформируемыми объектами, то на время выполнения этих операций объект нужно объединить с веществом, делающим его твердым и прочным, а затеем это вещество удалить растворением, испарением и т.д. 1.1.3.Веполь на внешней среде. Если дан объект, плохо поддающийся нужным изменениям, и условия задачи содержат ограничения на введение веществ, задачу решают достройкой веполя, используя имеющуюся внешную среду. 1.1.4. Оптимальный режим. Если нужен потимальный режим действия, а обеспечить его по условиям задачи трудно или невозможно, нужно использовать максимальный режим, а избыток убрать. При этом избыток поля убирают веществом, а избыток вещества полем. 1.1.5. Максимальный режим. Если нужно обеспечить максимальный режим действия на вещество, а это по условиям задачи не допустимо, максимальное действие следует сохранить, но направить его на другое вещество, связанное с первым. 1.2.Преобразование вепольных систем. 1.2.1. Дробление. Если дана вепольная система, её эффективность может быть повышена путём увеличения степени дисперсности ( дробления ) вещества, играющего роль инструмента. 1.2.2. Магнитное поле. Если дана вепольная система, её эффективность может быть повышена путём использования ферромагнитного вещества и магнитного поля. Пояснение. В этом стандарте идёт речь о применения ферромагнитного вещества, не находящегося в измельченном состоянии. 1.2.3. Физэффекты. Если дана вепольная система с ферромагнитным веществом и магнитным полем, её управляемость может быть повышена за счёт использования физических эффектов, например, за счёт перехода через точку Кюри. 1.2.4. Динамизация. Если дана вепольная система, её эффективность может быть повышена путём динамизации, т.е. перехода к гибкой, меняющейся структуре системы. 1.2.5. Структура полей. Если дана вепольная система, её эффективность может быть повышена переходом от полей однородных или имеющих неупорядочную структуру к полям неоднородным или имеющим определённую пространственную структуру (постоянную или переменную ). 1.2.6. Структура веществ. Если дана вепольная система, её эффективность может быть повышена переходом от веществ однородных или имеющих неупорядоченную структуру к веществам неоднородным или имеющим определённую пространственную структуру (постоянную или переменную). 1.3. Синтез сложных вепольных систем 1.3.1. Подсистемы. Если дан плохо управляемый веполь и нужно повысить его эффективность, задачу решают переходом к подсистеме. 1.3.2.Цепной веполь. Если дан плохо управляемый веполь и нужно повысить его эффективность, задачу решают превращением одной из частей веполя в независимо управляемый веполь и преобразованием цепного веполя. 1.3.3. Двойной веполь. Если дан плохо управляемый веполь, и нужно повысить его эффективность, причём замена элементов этого веполя недопустима, задача решается построением двойного веполя путём введения второго поля, хорошо поддающегося управлению. 1.4.Переход к фепольным системам 1.4.1. Феполь. Если нужно повысить эффективность управления системой, необходимо перейти от веполя к феполю, заменив одно из веществ ферромагнитными частицами ( или добавив ферромагнитные частицы ) и использовав магнитное поле.

Основные виды конфликтов в моделях задач.




1.ВРЕДНОЕ ДЕЙСТВИЕ А вредно действует на Б Требуется устранить вредное действие, не усложняя А и не меняя Б. Пример. Задача о борьбе с охлаждением шлака.




2.ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ А действует на Б полезно, но при этом постоянно или на отдельных этапах возникает обратное вредное действие. Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное действие. Пример. Задача об отделении опалубки после затвер¬девания бетона. Задача о размыкателе . Задача о ме шалке для расплава стали.




З.СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на Б в чем то оказывается вредным действием на тоже Б. Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное. Пример. Задача о вводе порошка в расплав металла.




4.СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на одну часть Б оказывается вредным для другой части Б. Требуется устранить вредное действие на Б2, сохранив полезное действие на Б1. Пример.«Задача о бегущей по волнам.»




5.СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на Б является вредным действии-ем на Б. Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное и не разрушив систему.




6.СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на Б сопровождается вредным Действием на само А. Требуется устранить вредное Действие, сохранив полезное. Пример. Задача о паяльнике.




7.НЕСОВМЕСТИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ Полезное действие А на Б несовместимо с полезным Действием В на Б . Требуется обеспечить действие В На Б, не меняя действия А на Б. Пример. Задача о киноаппарате и гермошлеме.




8.НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ А оказывает на Б одно действие, а нужны два разных действия. Или А не действует на Б. Иногда А вообще не дано нужно изменить Б, а каким образом неизвестно.Требуется обеспечить действие на Б при минимальном простом А. Примеры. Задача о смазке валков при прокате. Задача о получении высокого давления.




9 «БЕЗМОЛВИЕ» Нет информации об А или взаимодействии А и Б.Иногда дано только Б . Требуется получить необходимую информацию. Примеры. Задача об обнаружении отверстий в агрегате холодильника . Задача об измерении собственной частоты капли в условиях невесомости.




10.НЕРЕГУЛИРОЕМОЕ ИЗБЫТОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ. А действует на Б нерегулируемо, а нужно регулируемое действие. Требуется сделать действие А на Б регулируемым. Пример. Задача о сливе стали из ковша. Задача об ампуле.






Для того чтобы возникало меньше конфликтных ситуаций при решении технических задач нужно применять стандарты. Их рекомендуется использовать , прежде всего до анализа задачи по АРИЗ. Если задача соответствует требованиям стандарта то достаточно применить соответствующее стандартное решение . Если задача не соответствует требованиям имеющейся системы стандартов ,то её надо решать по АРИЗ. Однако первоначальная формулировка изобретательской задачи иногда бывает искажена : случайные, внешние обстоятельства могут так изменить условия задачи, что можно и не разглядеть соответствие задачи стандарту. Поэтому после выявления физического противоречия нужно повторно вернуться к вопросу о возможности использования стандартов. 1.Построить модель задачи, согласно второй части АРИЗ. 2.Определить к какому классу относится задача , используя таблицу перечня стандартов. 3.Определить подкласс, исходя из вепольной структуры модели задачи. 4.Определить тот стандарт подкласса, который можно применить для получения исходного состояния задачи. 5.Определить возможность применения следующего стандарта этого подкласса. 6.Обратиться к третьему классу системы стандартов. Определить подкласс и стандарт, исходя из требований противоречия. 7.Определить принципиальную схему решения задачи, применяя выявленные стандарты. 8.Резработать техническое решение и провести его предварительную оценку, согласно пятой части АРИЗ. 9.Определить возможность развития полученного ответа путем применения следующего стандарта подкласса, а также шестой части АРИЗ. 10.Определить лучшее решение для участков пересекающихся областей.

К оглавлению К началу